Смазывать саму направляющую штангу нет смысла, смазку надо наносить на фильц (ойлпад) на каретке под печатающей головкой. Смазка должна быть не абы какой, а противозадирной, с молибденом. Пойдет гипоидная трансмиссионка. На старом принтере фильц скорее всего основательно обтерт об штангу, так что его следует перевернуть, прежде чем пропитывать смазкой. На некоторых принтерах под печатной головкой есть отверстие для пополнения смазки, если его нет, придется снимать направляющую и печатную головку. Перед снятием направляющей сфотографируйте положение регулировочных элементов на ее концах, чтобы вернуть все в исходное состояние. Раз разобрали, надо очистить все от старой загустевшей смазки и мусора.
Датчик участвует только в начальном позиционировании каретки, далее все отсчитывается по шаговику. Если начало работы нормальное - проблема в износе или смазке направляющей.
На днях из спортивного интереса

запустил ромашковый принтер TEC F10-40 начала 80-х, так у него каретка была заклинена на направляющих.